Авторизация
 

О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью


Определение Священного Собора Православной Российской Церкви
"О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью"

7 (20) апреля 1918г.


1.
Супружеский союз мужа и жены, освященный и украшенный в Таинстве брака
благодатною силою, должен быть у всех православных христиан-супругов
нерушимым: все они, приемля с покорностью воле Божией свой жребий
жизни, должны до конца дней совместно нести и радости, и тяготы
супружества, стремясь осуществить слова Спасителя и Господа: "еже Бог
сонета, человек да не разлучает" (Матф. 19, 6).


2.Расторжение брачного союза Святая Церковь допускает лишь по
снисхождению к человеческим немощам, в заботах о спасении людей, — в
предупреждение неизбежных преступлений и в облегчение невыносимых
страданий, — при условии предварительного действительного распадения
расторгаемого брачного союза или невозможности его осуществления.


3.Брачный союз, освященный Церковью, может быть расторгнут не иначе, как
по решению церковного суда, вследствие ходатайства самих супругов, по
определенным поводам, надлежаще доказанным, и при соблюдении условий,
указанных в следующих ниже статьях. Поводами к расторжению брака могут
быть:


а) отпадение от Православия;

б) прелюбодеяние и противоестественные пороки;

в) неспособность к брачному сожитию;

г) заболевание проказою или сифилисом;

д) безвестное отсутствие;

е) присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния;

ж) посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей;

з) снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребства супруга и

и) вступление одного из супругов в новый брак.


4.В случае отпадения одного из супругов от Православия право просить
церковный суд об освобождении от брачных обетов и расторжении брака
принадлежит супругу, остающемуся в Православии.


5.Супруг вправе просить о расторжении брака в случае нарушения другим
супругом святости брака прелюбодеянием или противоестественными
пороками.


6. Обоюдное прелюбодеяние супругов не служит препятствием к возбуждению каждым из них ходатайства о расторжении брака.


7.Дело о расторжении брака вследствие прелюбодеяния может быть возбуждено
до истечения трех лет с того времени, когда нарушение святости брака
прелюбодеянием стало известным супругу, просящему о разводе. Если же
нарушение святости брака состоит в постоянной прелюбодейной связи, то
возбуждение дела о разводе допускается во все время, пока связь
продолжается, а также в течение трех лет по ея прекращении. Во всяком
случае возбуждение дела о расторжении брака не допускается, если со
времени совершения прелюбодеяния или прекращения прелюбодейной связи
прошло 10 лет.


8.Прелюбодеяние одного из супругов не может служить основанием к
расторжению брака, если совершено с согласия или по побуждении другого
супруга, имевшего намерение таким путем добиться расторжения брака.


9.Неспособность одного из супругов к брачному сожитию может служить для
другого супруга поводом к расторжению брака, если она началась до
совершения брака и не обусловливается преклонным возрастом.


10.Дело о расторжении брака по добрачной неспособности одного из супругов
может быть возбуждено не ранее, как через два года со времени
совершения брака.


Примечание. Указанный срок не обязателен в тех случаях, если неспособность супруга
бесспорна и несомненна и обусловлена отсутствием или ненормальным
анатомическим строением органов.


11.Поводом к расторжению брака может служить и неспособность одного из
супругов к брачному сожитию, наступившая после брако-венчания, если она
произошла от телесного повреждения, намеренно причиненного с этой целью
себе самим супругом или причиненного ему кем-либо другим с его согласия.


12. Заболевание проказою дает право просить о расторжении брака как здоровому супругу, так и супругу, одержимому проказою.


13. Заболевание сифилисом служит поводом к расторжению брака.
По ходатайству здорового супруга, если брачное сожитие представляет опасность для здорового супруга и его потомства.


14. Безвестное отсутствие одного из супругов служит поводом к расторжению брака, если оно продолжается не менее трех лет.


15. Установленный в предшествующей (14) статье трехлетний срок сокращается до 2-х лет:


а) для супругов лиц, пропавших без вести в связи с военными действиями или под влиянием других стихийных народных бедствий, и

б) для супругов лиц, находившихся на погибшем во время плавания морском судне и безвестно отсутствующих со времени его гибели.

16.Означенный в ст. 14 и 15 срок исчисляется со времени конца того года, в
течение которого было получено о безвестно отсутствующем лице последнее
известие, причем во всяком случае решение суда о расторжении по
безвестному отсутствию брака лиц, принимавших участие в войне или
пропавших без вести в связи с военными действиями, может последовать не
ранее как через год по окончании войны.


17.Дело о расторжении брака вследствие присуждения одного из супругов к
наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, может быть
возбуждено супругом осужденного по вступлении приговора уголовного суда
в законную силу, а самим осужденным — по правилам, изложенным в ст. 181
и п. 1 ст. 182 Устава о ссыльных.


18.Помилование осужденного, а также отмена состоявшегося уголовного
приговора вследствие разрешения возобновить дело устраняют право
просить о расторжении брака, но не лишает силы состоявшееся уже решение
о расторжении брака.


19.Брак, в случае присуждения одного из супругов к наказанию, соединенному
с лишением всех прав состояния, не расторгается, если совместная жизнь
супругов продолжалась после освобождения осужденного супруга из
заключения.


20. Супруг вправе просить о расторжении брака в случае:


а) покушения другого супруга на убийство его или детей и

б)умышленного нанесения супругу или детям другим супругом тяжких увечий
или ран, неизгладимого обезображения лица или тяжких угрожающих
опасностью для жизни побоев, либо причинения истязаний или мучений, или
важного для здоровья вреда.


Примечание

1. Брак на указанных в ст. 20 основаниях расторгается в том случае,
если, по убеждению церковного суда, продолжение брачной жизни
представляется для супруга, просящего о разводе, невыносимым.


Примечание 2. Указанное в ст. 18 ограничение не распространяется на случаи расторжения брака по указанным в ст. 20 основаниям.


21.Супруг вправе просить о расторжении брака при наличии снохачества или в
случае сводничества одним супругом другого, склонения промышлять
непотребством или извлечения себе в виде промысла имущественной выгоды
из непотребства.


22.Супруг вправе просить о расторжении брака в случае вступления другого
супруга в новый брачный союз при существовании брака его с супругом,
просящим о разводе.


Определение Священного Собора Православной Российской Церкви
«О дополнении соборного определения "О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью"»
20 августа (2 сентября) 1918 г.


1. Поводом к расторжению брака, освященного Церковью, сверх указанных в соборном определении 7 (20) апреля 1918г. могут быть:


а)неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, устраняющая
возможность продолжения брачной жизни, надлежащим образом доказанная, и

б)злонамеренное оставление супруга другим супругом, если по убеждению
церковного суда оно делает невозможным продолжение брачной жизни.


2.Выздоровление от душевной болезни, происшедшее до решения церковного
суда о расторжении брака, устраняет повод к расторжению брака, но не
лишает силы состоявшееся решение.


3. Право просить о расторжении брака по злонамеренному оставлению супруга другим супругом принадлежит супругу оставленному.





Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое
оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности.
В
случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою
пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение,
молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и
предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы
с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность
предпринимаемого шага.

К
сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут
оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в
Таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников,
Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь
допустить их к Таинствам.

Законы
Византии, установленные христианскими императорами и не встречавшие
осуждения Церкви, допускали различные основания для развода. В
Российской Империи расторжение брака на основании существующих законов
производилось в церковном суде.

В
1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в "Определении
о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал
в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в
новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия,
противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию,
наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного
самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное
безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением
всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо
детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств
супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление
одного супруга другим.
В настоящее время этот перечень оснований
к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание
СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или
наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.




Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (Извлечение)


Ведь Господь четко и ясно сказал:


3
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли
причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а СНАЧАЛА НЕ БЫЛО ТАК;
9 но Я говорю вам: кто
разведется с женою своею НЕ ЗА ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ и женится на другой, [тот]
прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

(Матф.19:3-9)
Т.е. Господь по снисхождению говорит о возможности развода по причине прелюбодеяния, но при этом дает понять, что
СНАЧАЛА НЕ БЫЛО ТАК.



рейтинг: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Подписка на новости
Посетители